ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста
«Умеешь ли ты дружить?»
Цель: определение нравственной ценности дружбы через эмоционально-практический опыт проживания проблемно-игровой ситуации.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о том, что любой предмет и любая ситуация в жизни и есть частички твоей истории, которую ты пишешь сам; приобщать к грамотному взаимодействию со сверстниками, закреплять знания о назначении предметов, формировать интерес у детей к отношениям с другими.
Развивающая: развивать воображение, связную речь, обогащать словарь детей, учить высказывать свое мнение, выслушивать других.
Воспитательная: воспитывать интерес к игровому моделированию, сопереживание и сорадование.
Вид: познавательный, поисковый, творческий.
Основное направление: социально-коммуникативное.
Форма организации: сторителлинг в проблемно-игровой ситуации через совместную и самостоятельную деятельность детей
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и творческое развитие.
Методы: словесный, практический, наглядный, поисковый, эвристическая беседа, игровое моделирование.
Создание среды для организации и проведения: мешочек с фигурками и предметами, лист бумаги с нарисованными линиями, карандаши, магниты, магнитная доска музыкальное и световое сопровождение.
Предполагаемый результат:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям и поступкам людей.
Ход занятия
- Здравствуйте ребята, я очень рада снова пообщаться с вами. Давайте сядем в круг, чтобы всем всех было хорошо видно (рассаживаются по кругу).
- Собираясь к вам, я взяла с собой самое важное, что может всегда пригодиться в общении:
· улыбку для настроения (которую я дарю вашим лицам – давайте ее нарисуем вместе–рисуем пальчиками на губах и улыбаемся),
· доброту для сердца (которую можно дарить друг другу вот так – прижимаем обе руки к сердцу и выставляем «доброту» на ладошках в центр круга),
· свободные руки для друга (потерли ладонь об ладонь и взялись за руки)
· и, конечно же, много вопросов, ведь они самые большие выдумщики на свете!
Вы замечали, что как только в нашей голове появляется какой-нибудь вопрос, так сразу нам что-нибудь хочется узнать, предложить или даже попробовать сделать?! Здесь-то и начинается все самое интересное….
Вот и сегодня в моей голове поселился необычный вопрос, с которым я сама никак не могу справиться. Непоседливый вопрос спросил меня: «Умеешь ли ты дружить?».
- И я задумалась…..
- А к вам приходил такой вопрос?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
(или просто что для вас значит дружить…)
- А что умеет настоящий друг? (можно помогать и предложить выбрать нужное слово:
· делать всегда по-своему или уступать
· только обижаться или не бояться извиняться за ошибку
· злиться или прощать
· жадничать или помогать другу
· обманывать или быть честным
· завидовать или радоваться за друга…)
- Да, действительно, …. (монолог педагога) Дружба это такое сильное чувство, которое делает так, что те, кто дружит, всегда помогают друг другу, не ищут виноватых и главных, а вместе решают все вопросы, умеют радоваться друг за друга и прощать. Дружбу надо ценить… или не надо, она же не ценный подарок, который может сломаться?... Как думаете? (не ожидая ответы детей)
- Ой, ребята, я же принесла вам маленькие сюрпризы-подарки! Может быть, они помогут нам разобраться с ответом?!
- По очереди доставайте из моего волшебного мешочка свой сюрприз и не спешите меняться друг с другом, возможно, этот предмет попал к вам случайно, а чтобы подсказать вам что-то очень важное…(дети берут предметы, но ты сама заранее возьми себе мячик)
- Рассмотрите внимательно свои маленькие игрушки и представьте, что с ними случилась такая история:
Однажды ночью, когда время обычной жизни замедлялось, а волшебное время начинало идти быстрее, отчего все игрушечное становилось живым, маленькие игрушки, разные штучки и всякая всячина со стола мальчика Ромы проснулась.
- я самый лучший Ромкин друг, - сказал розовый мячик, потому что я с ним играю, веселю его, не даю скучать! И вообще, когда он крутит меня в руках, он лучше думает и даже решает задачи!
- это не честно! - ответили другие игрушки и каждый начал говорить, что он самый главный Ромин друг.
- я помогаю Роме стирать всю грязь, - сказал ластик.
- а мы помогаем ему всегда находить ключи, - сказали брелоки «Динозаврик» и «Сердечко»
- зато мы помогаем ему делать то, что он больше всего любит в свободное время – рисовать и ставить штампы, - хором заговорили краски и печать.
-у него бы не было на вас времени, если бы не мы, – сказали магниты «Птичка» и «Медвежонок», которые всегда держали перед Ромиными глазами важные записки от мамы…
-успокойтесь, - важно произнесли свеча и шоколадка, - самые главные Ромины друзья – мы! Мы вообще остались с праздника, а это важнее всего другого.
И только маленькая резинка для волос, которую Рома выиграл в школьной лотереи, тихо молчала. Она не знала, чем сможет порадовать своего друга Рому, ведь он мальчик…
Но тут в комнату ворвался сам Ромка. Он нервно носился по комнате и приговаривал:
-что же делать? Что делать? Как я мог забыть про праздник Маши? Что ей теперь дарить? Она же сейчас уже придет….Он грустно посмотрел на стол с маленькими игрушками и тихо произнес: «Ах, если бы кто-нибудь мог мне помочь...» Все игрушки растерялись, и только тихая резинка для волос развернулась из тугого узелка, стала пышной и очень заметной на столе. Рома посмотрел на нее и радостно воскликнул: «Ты настоящий друг, ты меня выручила!»
- Если бы игрушки говорили нашими голосами, что бы они сказали Роме? Давайте озвучим их мысли:
- Что чувствовала ваша игрушка, когда Рома грустил и не знал что делать?
- Если она Ромин друг, что для нее важно?
- Что она может сделать для друга?
- А что при этом получит сама игрушка?
- И что тогда сделали игрушки?....(ответы детей, помощь педагога, например:
· мячик – мог поиграть с Ромой и Машей в веселые игры и повеселить их
· ластик – стереть со свечи нарисованные крестики, чтобы она была как новая
· свеча – зажечься для Машиного желания
· шоколадка желаний – отдать свое желание Маши и исполнить Ромино – сделать Маши приятный сюрприз на праздник.
· брелоки с ключами – стать подставками для праздничного рисунка
· магниты, прицепившись к ключам, держать поздравительный рисунок
· краски с печатью – нарисовать поздравительный рисунок без кисточки
· резиночка на волосы – стать главным подарком для Маши!).
Здорово вы придумали, ребята. Давайте, прямо сейчас сделаем это! (игровое моделирование с частично продуктивной деятельностью)
Все подарки можно расставить на маленьком столе в центре круга, нарисовать рисунок, прикрепить магнитами и т.д. При чем, каждый ребенок выполняет действие за свою игрушку
- И как теперь чувствуют себя наши игрушки? Что бы они сказали сейчас о дружбе? (ответы детей, помощь педагога)
- Посмотрите, ребята, наши предметы все разные, и мы с вами разные, и каждый из нас прав по-своему, но что же для нас всех одинаково важно?(ответы детей)
- Выводы: да, дружба может быть разной, но главное, чтобы друг не жалел для тебя самого важного для себя – своего времени и своего сердца. И не бывает главных и неглавных друзей, друзья бывают только настоящими, которые всегда помогут и будут радоваться вместе с тобой. И это важно в жизни каждого, даже игрушки, а поэтому дружбу нужно ценить, ведь из-за сор она может разбиться.
- Значит, мы нашли ответ на мой вопрос? (ответ детей)
- И помогли нам в этом обыкновенные предметы и наши собственные рассуждения.
- Как вы думаете, если маленькие игрушечные предметы смогли изменить ситуацию так, что каждому из них и всем вместе стало хорошо, радостно и спокойно, мы сможем сделать это в своей жизни? (ответы детей)
- Здорово, ребята! Ведь это значит, что мир дружбы всегда открыт для нас, и мы сами его творим!
Актуализация знаний
Сегодня я пойду домой с важным ответом на свой вопрос, спасибо вам за это! Вы очень помогли мне своей сообразительностью, добротой и дружбой.
Ну а вы пойдете сегодня домой с маленьким, но непростым сюрпризом, который, сможет еще не раз помочь вам найти ответ на необычный вопрос и расскажет вам свою историю. Главное помните, вы умеете делать свой мир интересным и добрым, ведь у нас всегда есть:
· улыбка для настроения (рисуем пальчиками на губах и улыбаемся),
· доброта для сердца (прижимаем обе руки к сердцу и выставляем «доброту» на ладошках в центр круга),
· свободные руки для друга (потерли ладонь об ладонь и взялись за руки).
А как это сделать вам всегда подскажут проказники-вопросы, постоянно придумывающие для нас новые приключения! (Давайте похлопаем им! Все хлопают...)