Опыт работы Гуровой И.В.

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 74 "Аленький цветочек" города Ставрополя

Телефон доверия главы города Ставрополя  8 (8652) 29-62-63

Опыт работы Гуровой И.В.

 

 

 

 

 

Описание опыта работы на тему:

«Сторителлинг, как интегративная технология развития личности детей дошкольного возраста»

 

 

 

Слово автора

       Мои дорогие читатели, хочу поделиться с вами интересной и простой в обращении техникой.

Это не просто техника развития и воспитания, это удивительный мир встречи со своим детством,

 его сохранения и понимания его самых главных секретов.

Если Вы впервые знакомитесь с этим способом взаимодействия с миром, Вам полезно будет узнать

немного истории…..

       Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и

благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем

интернациональной фирмы ArmstrongInternational. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг

 принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми,

интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы.

Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит

как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший

синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство

увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как

довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.

В настоящее время данная техника активно используется в образовании, в том числе, и в дошкольном.

Ну, довольно скучной теории, давайте отправимся по страницам появления, приключения и воплощения    СТОРИТЕЛЛИНГА.

 А это значит – добро пожаловать в детство…..

 

Глава 1. «Что такое сторителлинг, и каким он бывает»

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы

передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях,

 совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека.

По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.

Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной

структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов

воспитания, развития и обучения.

Педагогический сторителлинг, как техника подачи познавательной информации выполняет

следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

 

 

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:

1.В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история)

рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную

информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории

          2.В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы,

            цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

          Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знания,

          которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается.

        Оно особенным   способом выражается в практической продуктивной деятельности и предполагает

         собой передачу  умений и навыков.

       3.Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется         визуальными компонентами (видео, скрайбинг, инфографика).

 Глава  2. «Сторителлинг в стране детства»

Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.

Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.

Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

-       Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

-       Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

-       Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

-       Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

 Глава  3. «Как приготовить сторителлинг»

Вступление. Вступление, как правило, должно быть коротким. Оно представляет немаловажную значимость, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у детей интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.

Развитие события. Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее

проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряженнее.

Кульминация. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.

Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Цели и задачи Сторителлинга  

Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей дошкольного возраста.

Цель сторителлинга– захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

-       обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

-       систематизировать и донести информацию;

-       обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

-       наглядно мотивировать поступки героев;

-       сформировать желание общаться.

Какие возможности дает сторителлинг?

Прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.

В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов - это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого, необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы. Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.

Поощрение воображения ребенка содействует формированию метафорического языка. А общеизвестно, что метафоры основательно попадают в наше подсознание. Символический язык ярких придуманных рассказов развивает гибкость ума. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.

Глава 4. «Сторителлинг и Я»

Тема исследования: «Сторителлинг как интегративная технология развития личности детей дошкольного возраста»

Цель исследования: изучение и апробирование программы использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

Объект исследования: технология сторителлинга в педагогической практике.

Предмет исследования: программа использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

Задачи исследования:

1.     Обобщить теоретический материал по применению сторителлинга в педагогической практике ДОУ.

2.     Составить и апробировать программу использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

3.     Систематизировать методический материалпо использованию технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.  

                                                                    

Предполагаемый результат:

-       Повышение разнообразия образовательной деятельности с детьми;

-       Повышение уровня заинтересованности и активности  детей дошкольного возраста в происходящем действии образовательных мероприятий разного направления;

-       Формирование у детей способности воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

-       Расширение словаря детей, обогащение устной речи;

-       Облегчение процесса запоминания дошкольниками информации через сюжет истории.

Сама технология не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время. Эффективна в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

 Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю.

 

Программа  сторителлинга

для детей старшего дошкольного возраста

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ»

 

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в познавтельно- продуктивную творческую деятельность:

·        познавательная

·        коммуникативная,

·        исследовательская,

·        литературно-художественная,

·        музыкальная,

·        театральная,

·        продуктивная и др.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем и заданий  образовательных мероприятий с использованием технологии сторителлинга

Вид занятия

1.

Аппликация. Флористика «Осенняя история».

Хороводы Осени в словах, звуках и красках – коллажирование.

Этюды на выразительность движений «Покажи историю»

Нетрадиционное.

 

Продуктивное

Практическое

2.

Свободное рисование своего «Я» (словами, предметами-ассоциациями, красками) – «Автопортрет».

Режиссерская игра по сочинению своего героя «Однажды…».

Нетрадиционное.

Исследовательское

Игровое

3.

Проект Осенняя сказка. Выполнение  сказочных историй по образцу с помощью мнемотаблиц, театральных атрибутов, музыкального озвучивания инструментами.

Театрализованное

4.

Бумажная история «Как я узнал, что….»

Исследовательское

5.

Сочинение новогодних небылиц  «Новый год у ворот».

Макетирование  на тему «Зимний лес – страна чудес»

Кукольный спектакль-импровизация на основе макетов «Сказки зимнего леса»

Нетрадиционное

Практическое

Продуктивное

 

Театрализованное

6.

Сюжетная аппликация нетрадиционными техниками «Новогодние истории в картинках»

Режиссерская игра «Новогодняя ночь»

Продуктивное

Практическое.

Нетрадиционное.

7.

Игры, инсценировки на основе пальчиковой терапии «Волшебные слова».

Песочная терапия «История одной точки»

Театрализованное

 

Практическое.

 

8.

Театр игрушек, инсценировка ситуаций «Если ….то….»

Сказочная мозаика «Картинка из книжки»

Театрализованное

 

Практическое

9.

Сказка-тренинг «Про Капризку». Коррекция поведения. Разыгрывание по ролям.

«Необычная история обычных предметов»

Театрализованное

Практическое.

Исследовательское

10.

Сюжетное рисование «Моя история».

Работа в парах по созданию живых картинок – режиссерская игра.

Практическое.

 

Нетрадиционное.

11.

Театр актеров. Сказка «Сочиняем сказку сами».

«Обычные истории необычных людей»

Театрализованное

 

Исследовательское

12.

Аппликация, флористика «Цветущий сад».

Нетрадиционное.

Продуктивное

13.

Комплексно-тематическое заключительное занятие «Три чуда»

Театрально-практическое

 

 

                                                         СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения