Организация ПМПК в ДОУ. Опыт работы.
В сложной структуре нарушений у детей значительное место занимают речевые расстройства, которые имеют органическую природу. Одно из них – общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (I, II, III уровня) у наших детей наблюдается при наиболее cложных формах детской речевой патологии: алалии и дизартрии. Некоторые дети имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Поэтому такие дети помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Дети, имеющие заключения ПМПК: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, задержка психического развития нуждаются в особых условиях обучения: в нашем деском саду это группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В связи с этим основной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения становится задача обеспечения комплексной социальной, психолого – медико – педагогической помощи и поддержки детям с ОНР. Поэтому вопросы взаимодействия специалистов служб сопровождения образовательного процесса для нас особенно актуальны.
Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в ДОУ такой формы работы, как психолого-медико-педагогический консилиум.
Цель деятельности ПМПк ДОУ: организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.
Работа ПМПк организована в соответствии с
Законом РФ «Об образовании»
ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (№124-ФЗ от 24.07.1998г)
ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (№181-ФЗ от 24.11.1995г)
Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении положения о психолого - медико-педагогической комиссии» (№95 от 24.03.2009г)
Письмом Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» (№ АФ-150/06 от18.04.2008г)
Уставом МБДОУ
Положением о ПМПк
Нами разработаны:
План работы ПМПк
План совместной деятельности специалистов ДОУ
Индивидуальные коррекционные маршруты развития детей-инвалидов, согласно заключения ИПР
Карта обследования (развития) ребёнка
Журнал консультативной помощи родителям воспитанников
Журнал учёта детей, не посещающих ДОУ с ограниченными возможностями здоровья
Мы посчитали, что это необходимый минимальный пакет документов, отражающий всю работу ПМПк и помогающий взаимодействию специалистов ДОУ.
Предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы психолого-медико- педагогического консилиума нашего ДОУ.
Вся деятельность ПМПк регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения и осуществляется по разработанной программе, включающей в себя несколько этапов:
Плановое заседание (сентябрь)
-Обсуждение результатов обследования детей, нуждающихся в коррекционной помощи;
-Определение путей коррекционного воздействия на детей;
-Утверждение комплектации группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи;
-Выработка стратегии взаимодействия специалистов ДОУ;
Плановое заседание (октябрь-ноябрь)
-Педагог-психолог представляет результаты диагностического обследования
-Определяются условия и пути коррекционного воздействия на детей
-Заполняются бланки документов
-Разработка карт развития, индивидуальных маршрутов развития детей-инвалидов.
Они включают в себя:
- Цель коррекционной работы
-Содержание работы - Результаты проведенной работы. Динамика развития ребенка
-Дата повторного обследования и рекомендации
Плановое заседание (январь)
-анализ динамики развития детей на основании результатов промежуточного обследования
Плановое заседание (март-апрель)
-обсуждение результатов обследования специалистами ДОУ детей,имеющих нарушения в речевом и психофизическом развитии
- Учитель-логопед и воспитатели групп знакомят членов консилиума с результатами диагностического обследования детей.
Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья ребенка. Педагог- психолог, на основании скрининговой диагностики выявляет детей, уровни психического развития которых не соответствуют возрастной норме. Каждый специалист заполняет свой пакет документов.
- Медицинская часть: анамнез, антропометрия, перенесенные заболевания, заключения специалистов, группа здоровья, физическое развитие, особенности латериализации.
- Педагогическая часть: внешний вид, поведение в группе, игра и общение, социально-бытовые навыки, отношение к занятиям, моторное развитие, темповые характеристики деятельности, особенности усвоения программы, особенности воспитания в семье.
- Логопедическая часть: строение артикуляционного аппарата, подвижность, общее звучание речи, звукопроизношение, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй, фонематический слух, связанная речь.
- Психологическая часть: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Эмоционально-личностная и социально-волевая сфера. Характер межличностных отношений. Работоспособность.
После обсуждения и анализа представленной информации даётся:
- коллегиальное заключение; представления детей на районный ПМПК
Плановое заседание (май)
- результаты, итоги коррекционно-развивающей работы за учебный год;
-даётся оценка динамики обучения и коррекции детей
-отчёт специалистов о проделанной работе;
-перспективы дальнейшей работы
Внеплановые заседания
- по запросам специалистов;
- по запросам родителей (законных представителей)
Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.
Схема заседаний ПМПк
1. Организационный момент
2. Заслушивание характеристики, представлений специалистов, их дополнение со стороны врача, других членов консилиума
3. Постановка педагогического диагноза с учётом рекомендаций ИПР
4. Обмен мнениями и предложениями по коррекции развития
5. Выбор оптимальных для ребёнка образовательных программ
6. Выработка рекомендаций
7. Разработка программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком
Общее руководство ПМПк возлагается на заведующего ДОУ, старший воспитатель является председателем ПМПк, назначается приказом заведующего МБДОУ.
В состав ПМПк входят: заведующий ДОУ, старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, старшая мед. сестра, специалисты ДОУ, воспитатели.
Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного нашего ДОУ стала четкая, слаженная работа специалистов, которая способствует не только своевременному выявлению детей, нуждающихся в коррекционном развитии, но и помогает осуществлять взаимодействие специалистов в процессе коррекционной работы и контроль за выполнением их рекомендаций.
Коррекционная работа специалистов ДОУ ведётся по всем пяти направлениям развития детей. Для воспитателей ежемесячно составляются рекомендации по индивидуальной работе с детьми, которые заносятся в специальный лист.
Мы считаем, что для улучшения изучения воспитанников не надо увлекаться подробными письменными характеристиками. Важно сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений педагогов ДОУ, а главное, на разработке мер индивидуального подхода к отдельным воспитанникам.
Таким образом, правильно организованная работа ПМПк позволяет координировать деятельность и обеспечивает взаимодействие всех специалистов ДОУ.
После каждого заседания ПМПк секретарь оформляет протокол, который подписывается всеми членами консилиума. Документация хранится у председателя. Содержащаяся в ней информация строго конфиденциальна. На основании протокола ПМПк руководителем учреждения издается приказ.
Председатель ПМПк :
Координирует деятельность ПМПк
Обеспечивает взаимодействие всех специалистов ДОУ
Контактирует с родителями (законными представителями)
Несёт ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование
Взаимодействие ПМПк с родителями воспитанника:
• Взаимодействие осуществляется на договорной основе между МБДОУ и родителями (законными представителями)
• Обследование ребёнка специалистами осуществляется по инициативе родителей
• Изменения условий получения коррекционной помощи осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей
• Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) и предложенные рекомендации реализуются только с их согласия
Консультация для родителей
«Развиваем правильное речевое дыхание»
Дошкольники в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, малышу не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабый вдох и короткий выдох. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. Во время занятий с ребенком следует научить малыша правильно дышать, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно, а не как придется. Нужно простыми словами объяснить, что для красивой речи потребуется позаботиться о своем дыхании, то есть уметь делать сильный вдох и плавный выдох через рот во время проговаривания слов. Таким образом, взрослым, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить малыша правильному дыханию.
Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия; как часть занятия; как специальные упражнения в виде игровых занятий; как игры.
Развитие речевого дыхания.
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того чтобы правильно научиться выговаривать звуки – З, С, Ш, Ж, Р, — ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.
Итак, речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения слов и фраз. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный, плавный выдох, (то есть достаточно развито физиологическое дыхание). При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному.
Параметры правильного речевого выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»,
- выдох происходит плавно, а не толчками,
-во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки,
-во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух),
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Для повышения познавательного интереса у дошкольников к обучению правильному речевому дыханию изготовила и применяю в работе специальные дидактические пособия.
Игры для развития плавного речевого выдоха
Цель:
развитие длительного непрерывного ротового выдоха;
активизация губных мышц.
«Поднимем бурю»
Пособие представлено в виде пластиковых бутылочек с различными наполнителями (пенопласт, бумажное конфетти, крупа), по всему диаметру которых отверстия для циркуляции воздуха, а также отверстие в крышке для трубочек. Работу необходимо начинать с более лёгкого материала – пенопласта, затем с конфетти, а на завершающем этапе, можно использовать бутылочки с тяжёлыми наполнителями – крупами.
«Ангелок»
Для изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под конфет в форме колокольчика. Её наполняем раскрошенным пенопластом, к верхней части прикрепляется игрушка «Ангелок». По всему диаметру колокольчика отверстия для трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.
«Морское дно»
Для изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под куклы. Её наполняем бумажным конфетти, к верхней части прикрепляются игрушки «Рыбки». На дно выкладываются стеклянные камешки и игрушки «Обитатели морского дна: осьминоги, крабы водоросли и т. д.». По всему диаметру отверстия для трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.
«Волшебный телевизор»
Для изготовления пособия можно использовать любую коробку среднего размера, и объемную по высоте не менее 10 см. В крышке вырезается «окно – экран», под крышку вставляется листнарезанный полосками цветной бумаги (полоски нарезают не до конца листа, чтобы не отсоединились). В боковой части (это будет верх телевизора) делаются надрезы для кармашков с картинками. Кармашки придерживаются канцелярскими зажимами, чтобы не проваливались. Ребёнок дует на экран, раздувая шторки, видит картинку. Пособие можно использовать для автоматизации звуков, для работы над словарём и грамматикой по всем лексическим темам.
«Времена года»
Пособие представлено виде четырёх времён года. На твёрдую основы приклеены картинки с единым сюжетом, но в разное время года. К каждому в зависимости от сезона (зима – снежок, весна – капельки, лето – бабочки, осень — листья) прикреплены предметы на ниточках.
Зимой раздуём снежок, чистим дорожки.
Весной капельки.
Летом – бабочек.
Осенью - раздуем листву.